Тіл апталығы

Люби, цени и знай русский язык.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-х  классах

 

Цель: воспитание любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у учащихся;

совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении;

установлении взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;

стимулировать интерес учащихся к изучению языков.

 

Ход игры:

1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек, любящий свою Родину, не может не стремиться знать историю народа,историю своей  Родины. Каждый гражданин должен знать символику своего государства, т. к. знание истории, событий позволяет нам лучше понять, осмыслить и оценить настоящее, наметить пути в будущее.

Наша Республика — это большая страна разных народов. У нас живут русские, украинцы, грузины, уйгуры, белорусы и многие другие национальности. Все они говорят на разных языках. А наш государственный язык — казахский. У нас есть свой герб, гимн, флаг, своя Конституция. Мы живем по законам, закрепленным Конституцией РК от 30 августа 1995 года. Нашей Конституции в этом году- 20 лет.В ней записаны обязанности граждан по отношению к своему государству. Быть гражданином РК — это высокое и почетное звание.В нашей школе проходит неделя языка народов Казахстана. Язык – великое творение человека. Язык – основное средство общения. "Мы должны сохранить русский язык в нашей стране как один из шести мировых языков, это служит благополучием нашего народа. Нужно сохранить многовековую дружбу, согласие между нашей страной и нашими соседями", - заявил Президент РК Н.А.Назарбаев.

И сегодня мы проводим игру среди 7 - ых классов «Люби, цени и знай русский язык». Девиз игры: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Игра состоит из нескольких туров.

2.Чтение стихотворения Т.Зумакуловой (кабардино-балкарской поэтессы ) Родной язык! Он с детства мне знаком. На нём впервые я сказала «мама», На нём клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём…Но, как родной, Люблю я русский. Он нужен мне, как небо, каждый миг…На нём живые, трепетные чувства. Открылись мне, И мир открылся в них…Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой…Забыв родной язык – я онемею, Утратив русский – стану я глухой.

I тур.Блиц-турнир.

- Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков?(ь, ъ)

 - Какие слова называются профессиональными?

- На какой вопрос отвечает дополнение?(Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей )

- Назовите времена глагола.(настоящее, прошедшее, будущее)

- Какие слова называются заимствованными?

- На какой вопрос отвечает сказуемое?(Что делать?Что сделать?)

- Что такое антонимы?(Слова противоположные по лексическому значению)- Какие бывают гласные?(ударные и безударные)

- Что такое синонимы?(Слова с одинаковым лексическим значением)

- Сколько родов в русском языке?(3рода)

- Как называются слова с одним и тем корнем?(однокоренные)

 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)

- Что такое однозначные слова?(Слова, имеющие одно лексическое значение)

- Что такое существительное?(Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? что?)

- Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)

- Что такое прилагательное?(Часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)

- Что относится к главным членам предложения?(подлежащее, сказуемое)

- Что такое глагол?(Часть речи,обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

II тур. Интеллектуальный марафон.А сейчас я называю фразеологический оборот, а вы замените его одним словом.

Зарубить на носу. (Запомнить)

Язык проглотить. (Молчать)

Перемывать косточки. (Сплетничать)

Обвести вокруг пальца. (Обмануть)

Душа ушла в пятки. (Испугаться)

Бить баклуши. (Бездельничать)

Повесить нос. (Грустить)

Очки втирать. (Обманывать)

В час по чайной ложке. (Медленно)

III тур. Занимательный конкурс(задаются занимательные вопросы, на которые надо быстро ответить).

- Отец твоего отца. (дедушка)

- Домашний Дед Мороз.(холодильник)

-Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин)

-Какие бывают сказки?(литературные и народные)

-Участок земли для овощей.  (огород)

-Говорящая птица.(попугай)

-Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)

-Автор стихотворения «Вот какой рассеянный…».(С. Я. Маршак)

-Кто совершил 12 подвигов в Древней Греции?(Геракл)

- Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)

- Дом автомобиля.(гараж)

-Детёныш коровы.(телёнок)

-Что находится между городом и селом? (И)

-Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р)

- Комната для занятий в школе.(класс)

 

IV тур. Полиглот(загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках)

- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник - кунделік - diary)

- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar)

- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать называюсь я…..(тетрадь - дәптер - copybook)

- Белый камешек растаял, на доске следы оставил(мел – бор - chalk)

- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети(яблоко – алма - apple)

- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю(линейка - сызгыш - ruler)

- Четыре ноги, а ходить не может(стол - үстел - table)

- Кто молча учит?(книга – кітап - book)

- Февраль богат снегом, а апрель….(вода - су - water)

- Если б не было его, не сказал бы ничего(язык – тіл - language)

- Один костёр весь мир согревает(солнце – кун - sun)

- 12братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months)

 

V тур. «Угадай пословицу».

Век живи - … (век учись)

Дружба дружбой, а … (служба – службой)

По платью встречают, по … (уму провожают)

Чужой ум – хорошо, а … (свой – лучше)

Ученье – свет, а … (неученье – тьма)

Труд человека кормит, а … (лень портит)

Один ум – хорошо, а … (два лучше)

Человек без друзей, что … (дерево без корней)

Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью)

VI тур. Собери слова

(из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов).(товар, год, суд, дар, сосуд, город)

Учитель: Завершая нашу игру, я хочу сказать, что язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных национальностей. Русский язык является одним из мировых языков, языком межнационального общения.

 

Чтение стихотворения.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познанья кручи –

Выучи русский язык…

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла ( узбекский поэт )

 

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

 

Автор: Жуманова Д.А.
Просмотров: 506
Дата создания: 16 Октября 2015 г.
Дата редактирования: 16 Октября 2015 г.